Духовность в мире глобальных перемен Избранное

Вместо эпиграфа (из доклада Диди Сантош на пленарном заседании VII Международной научно-практической конференции «Национальные и цивилизационные основы русского мира»):

Диди Сантош«...Я нахожусь в общем-то в удивительной ситуации: родившись и получив образование в Индии, я, естественно, ежегодно провожу какое-то время там, но бываю также в Европе, в странах Северной и Южной Америки, а большую часть времени (уже почти 25 лет) провожу в России, являясь директором общественной культурно-просветительской организации «Санкт-Петербургский Центр Брахма Кумарис». Во время встреч, лекций, семинаров за границами России меня неизбежно спрашивают: «А эти русские, какие они? Почему они себя так ведут?» Это касается в особенности последних месяцев (конец 2013 г. – первая половина 2014 г.), когда разворачивались известные события на Украине и вокруг Украины. По большей части СМИ во всем мире изображали народ России как этакого хищника, вынашивающего захватнические планы, желающего оккупировать чужие территории. И в вопросах моих собеседников легко прочитывалась та же подоплека. Для меня как для педагога и администратора, который работает с тысячами людей здесь, в России, это является свидетельством того, как сильно люди могут заблуждаться, даже считая себя высокими интеллектуалами и профессионалами. Тот образ русского человека, который создают сейчас СМИ многих стран, ни на один процент не подтверждается моим российским опытом за все эти годы. Но так или иначе я не чувствовала необходимости спорить и что-то горячо доказывать своим собеседникам. Силу добра невозможно скрыть, и в конечном счете она всегда являет себя сама. Я не человек из какого-то другого мира, я живу на той же земле, где и все вы, и я остро чувствую добро и силу этой земли.»

Духовные истоки глобализации

Хотя термин «глобализация» вошел в обиход сравнительно недавно, сам процесс, который им описывается, растянулся на столетия и даже тысячелетия. Как кажется, в человеческой душе живет неискоренимая потребность раздвигать узкие рамки своего бытового, повседневного существования. Именно эта потребность влекла первых путешественников, открывателей новых земель оставлять привычную и относительно безопасную среду обитания и пускаться в кругосветные плавания, отправляться в неведомое, грозившее гибелью. Разве эпоха, которую теперь принято называть эпохой великих географических открытий, не была проявлением глобализации? Верно ли будет утверждать, что знаменитыми мореплавателями прошлого двигали только авантюризм и жажда обогащения? А создание мощных империй, втягивающих огромные регионы Земли в единую экономическую, политическую и культурную систему? Можно ли сказать, что двигателем образования этих империй были исключительно властные амбиции политических деятелей и военных? А научные открытия, позволившие нам 150-200 лет назад соединить континенты посредством телеграфной и телефонной связи? Разве учеными, изобретателями двигали исключительно интересы развития науки и техники? Возможно, свершения наших предков на морских просторах, на полях сражений и в научных лабораториях явились плодом не только умелой навигации, талантливой военной стратегии или неординарного научного мышления, но и плодом мощного, полного страсти видения единого мира?

Список исторических явлений и процессов, которые были предвестниками современной глобализации, можно было бы продолжить, однако для нас сейчас является важным сделать следующее утверждение: основным двигателем глобализации является не столько политический, социально-экономический или культурный фактор, сколько фактор духовный.

Отметим, что под духовным фактором мы не имеем в виду фактор религиозный, хотя формирование мировых религий тоже является одним из подтверждений древности процесса глобализации. В данной статье мы говорим о духовности как о системе основополагающих качеств, ценностей (или, точнее, добродетелей), присущих людям как духовным, нравственным существам. Мы утверждаем, что такие наклонности людей, как стремление к миру и счастью в душе и доме, стремление любить и быть любимыми, делать добро, реализовывать свое творческое начало и делиться своими достижениями с ближними, лежат в основе всего поведения человека как духовного существа. Эти наклонности и устремления выходят за рамки любых религиозных систем, они универсальны.

Одним из таких важных, универсальных духовных свойств человека является восприятие им всего мира как единого дома. Существует такое изречение на санскрите, известное вот уже более двух с половиной тысяч лет: «Васудхаив кутумбакам». Сегодня его можно было бы перевести на русский язык так: «Весь мир, весь земной шар – это одна семья» (или, еще точнее, «земной шар – это и есть семья»). Так можно ли после этого говорить о глобализации как об исключительно современном процессе? Ощущать себя частью единого целого и реализовывать это видение тем или иным способом – это врожденное свойство человека во все периоды его существования на Земле.

Проблемы современной глобализации и необходимость духовной стратегии их решения

Экономика. Глобализация, принесшая нам много благ, создает также предпосылки к усилению социально-экономического неравенства различных регионов мира. Сегодня существуют страны и целые регионы, превратившиеся в сырьевые придатки или источник дешевой рабочей силы для развитых экономик мира. Сложившаяся система тормозит экономическое развитие даже в тех странах, где объективно существуют все условия для роста и процветания. Страны – крупные игроки на поле глобализации не дают обитателям этих регионов вырваться из тисков нищеты. Сегодня около 1,5 миллиарда человек на планете живет менее чем на 1 доллар в день. Почти половина населения Земли не имеет водопровода и канализации. При этом в США, например, тратят около 30 млрд долларов в год на кондитерские изделия и около 85 млрд долларов в год на алкоголь. 17 млрд долларов в год тратится в США и Европе на корм для домашних животных, и это при том, что 50 000 детей умирает в мире ежедневно от недоедания и связанных с этим болезней. Это проблема, адекватное решение которой невозможно найти без учета духовной составляющей.

Духовный подход учит нас видеть мир как систему взаимосвязей. Духовный подход говорит: если процветание одного региона мира основывается на нищете другого региона, это процветание не может быть устойчивым и долговременным. Стать духовным в современном мире – это значит научиться видеть взаимосвязь всех частей единого целого и понимать, что невозможно построение рая на отдельно взятой территории. Рай – это рай на всей Земле. Любое иное решение создает лишь иллюзию рая, за которую, как и за всякую иллюзию, приходится рано или поздно расплачиваться. Именно это духовное видение может лечь в основу формирования общественного мнения и принятия политическими лидерами «неудобных», непопулярных решений, как-то: решение делиться, сотрудничать, отказываться от части своих привилегий в пользу гармоничного развития мира в целом.

Политика. Создание современных региональных и глобальных политических, судебных и прочих институтов привело к тому, что ни одно государство мира не является сегодня на сто процентов суверенным. В мире, где сильные государства принимают решения, неизбежно сказывающиеся на качестве жизни жителей других государств, на первый план выходит духовный принцип семьи. Если весь мир – это одна семья, то безусловным приоритетом для принятия решений должны быть счастье и благополучие всех членов семьи. В семье, если это действительно здоровая, гармоничная семья, не может быть такого, что все ее члены вынуждены смотреть только тот телевизионный канал, который выберет отец, или питаться только теми блюдами, которые нравятся отцу. В семье есть и мать, и дети, и бабушки с дедушками, и хотя, возможно, именно отец – это кормилец, хотя именно он – опора семейного бюджета, но в сфере принятия решений в семье действуют совсем иные соображения. У членов семьи никогда не возникнет вопроса о том, почему приоритет в принятии решений отдается интересам ее самых маленьких членов, которые вообще ничего не зарабатывают. Всем понятно, что вкладывать в детей – это значит вкладывать в будущее семьи. Духовный подход в политике подразумевает перенесение этой логики семьи на принятие решений в том числе на политической арене.

Межнациональная и культурная интеграция. Одним из важнейших результатов глобализации стало сближение и взаимопроникновение наций и культур. Усиление деловых связей, развитие туризма, развитие информационно-коммуникативных технологий, рост числа трудовых мигрантов и, увы, числа беженцев привел к тому, что сегодня мы знаем о представителях других рас, национальностей, вероисповеданий не понаслышке, а зачастую на опыте личного общения с ними. Став жителями «глобальной деревни», мы познакомились со всеми ее обитателями. Кое-что в них нам понравилось и было взято на вооружение. Исследователи отмечают, что одним из парадоксальных, на первый взгляд, следствий глобализации стал возрастающий интерес к локальному (мода, этническая кухня, музыка и др.). С другой стороны, человечество оказалось не готово к принятию того факта, что мы, люди, очень и очень разные. Следствием этого подчас становятся нетерпимость и насилие. Решение этих проблем лежит не столько в правовой плоскости, сколько в реализации духовного принципа единства в многообразии. На смену поверхностной и искусственной «толерантности» и «политкорректности» должно прийти по-настоящему глубокое мировоззрение, воспринимающее всех людей как листья одного всемирного Древа, имеющего общие корни и произрастающего из одного Семени.

Я даже сейчас, спустя столько времени, хорошо помню слова, произнесенные около 30 лет тому назад Дади Пракашмани, президентом Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета, во время международной конференции по вопросам мира и согласия, проходившей в штаб-квартире Брахма Кумарис в г. Маунт Абу (Индия) с участием тогдашнего генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра. Во время пресс-конференции журналисты, прибывшие освещать это событие, спросили Дади Пракашмани, возможен ли в принципе, с ее точки зрения, мир в мире. В формулировке вопроса угадывался примерно такой подтекст: а есть ли вообще смысл в проведении подобных конференций по вопросам мира, если сегодня, как и вчера, как и позавчера, планету раздирают противоречия и военные конфликты? Ответ Дади Пракашмани вызвал тогда бурю аплодисментов. Дади сказала, что мир в мире возможен при условии, что мы будем помнить, что главой всех пяти континентов является Всемогущий Творец, который смотрит на эти континенты как на пять пальцев на Своей руке и поэтому любит их все.

Действительно, если каждый из континентов – это палец на руке Бога, то как определить, какой из них лучше? Как предпочесть один другому?

Какой вес можно поднять одним пальцем? А двумя? А тремя? Поодиночке все эти пальцы способны на действия, крайне незначительные в масштабах глобальных процессов. Но когда пять пальцев собираются вместе (и притом, если это пальцы на руке Бога!), мы способны сотворить чудеса и изменить наш мир к лучшему.

Все, что нужно - это любовьВ этом и состоит особенность того, что называют сейчас global thinking (глобальным мышлением) – в противовес так называемому local thinking (мышлению локальному): нам нужно научиться смотреть на свою планету так, как видит ее Творец, для которого нет своих и чужих, который любит и принимает всех и каждого. Именно такое глобальное видение поможет собрать воедино все те pieces (фрагменты, кусочки), на которые раскололся сегодня мир, и вернуть peace (мир и покой).

Духовный принцип многообразия говорит: для того чтобы жить вместе и любить друг друга, нам совсем необязательно быть одинаковыми. Напротив, у каждого из нас имеются свои, уникальные способности и потенциал, а значит, у каждого есть и своя роль, непохожая на роли других актеров, но именно в этом многообразии и заключается красота всемирного спектакля.

Из принципа многообразия вытекает одно важное заключение, которое зачастую игнорируется сторонниками «абсолютной» глобализации: поскольку все мы разные, каждому из нас совсем необязательно иметь все то, что имеется у других, чтобы быть счастливым. Если снова воспользоваться принципом «Васудхаив кутумбакам» («Земля – это и есть семья»), это будет ясно: физические и психологические потребности отца или даже старшего брата отличаются от потребностей младшего брата. Ключевые игроки на мировом рынке пытаются продемонстрировать нам сегодня свою исключительную способность перемещать любые товары и услуги из любой точки земного шара в любую другую за считанные дни или даже секунды, провоцируя таким образом усиление потребительского, экстравертного отношения к жизни, жадности и тщеславия. Как в условиях глобального рынка устоять перед навязчивой рекламой товаров и услуг, в общем-то нам совершенно не нужных? Как оградить себя от информационного загрязнения? В этом помогает еще один древнейший духовный принцип, а именно принцип лотоса. Лотос растет в грязной воде, его корни и стебель находятся под водой, лотос берет из почвы и воды все необходимое ему для роста и развития, однако он не берет ничего лишнего и вредного. Цветок лотоса не лежит на поверхности воды, но высится над ней, сохраняя безупречную чистоту. Умение поддерживать баланс между вовлеченностью в происходящие в мире процессы и отрешенностью, независимостью – важнейший духовный навык, помогающий нам оставаться целыми и невредимыми в бурном море современной жизни.

Именно этот принцип в сочетании с духовным принципом простоты лежит в основе решения еще одной острейшей современной проблемы, а именно проблемы загрязнения окружающей среды, грозящей нам экологической катастрофой. Как говорил Махатма Ганди, в мире есть достаточно ресурсов для удовлетворения потребностей людей, но этих ресурсов недостаточно для утоления их жадности.

Атои и "атма"Список существующих сегодня глобальных проблем и духовных предпосылок их решения можно было бы продолжить. Конечно же, найдутся скептики, готовые возразить, что духовные решения – это все-таки некая «мягкая сила» (или, в их понимании, слабость), которая вряд ли может сравниться в своей действенности с «жесткой силой» в виде политического давления, оружия, денег, правовой системы и т. п. Но вся история человечества на протяжении последних тысячелетий является яркой иллюстрацией того, что мы уже достаточно долго пытались использовать «жесткую силу» для решения наших проблем и таким образом только умножали эти проблемы. Может быть, пришла пора взглянуть на вещи под иным углом? И под этим новым углом нам станет видно, что «мягкая сила» души (на санскрите и хинди «душа» – это «атма») может оказаться гораздо более действенной, чем «жесткая сила» атома.

И оснований для оптимизма в этой связи у нас достаточно. Программы-диалоги «Зов времени» и «Будущее власти», которые проводятся в международной штаб-квартире Брахма Кумарис в г. Маунт Абу, а также в крупнейших городах Индии и некоторых других стран, становятся площадкой, на которой крупные политики, экономисты, представители деловых кругов, деятели культуры всего мира все активнее говорят сегодня на языке «ценностей», «развития человеческого ресурса», достижения успехов в политической, деловой и других сферах на основе повышения коэффициента эмоционального и духовного развития. А ведь все они – лидеры в своих областях, к их мнению прислушиваются, за ними следуют.

Кроме того, современные информационно-коммуникативные технологии сделали наш мир максимально прозрачным: если сегодня вы совершаете один дурной поступок, пусть даже совсем маленький, всего через несколько минут это видит весь мир. И если вы совершаете одно доброе дело, пусть маленькое, это тоже видит весь мир. Прозрачность в отношениях между нами, которую обеспечивают технологии, побуждает нас ответственно подходить к принятию решений, позволяет более качественно заботиться друг о друге, делиться друг с другом тем лучшим, что у нас есть, и это тоже вселяет надежды на изменение мира к лучшему. Выжить и перейти в этот новый мир способно лишь общество, в котором делается упор на человеческих, нравственных ценностях. В новой глобальной семье «родителями» будут вовсе не лидеры сверхдержав, обладающих мощным оружием, «жесткой силой», но люди, чьи главные ценности – это любовь, внимание, забота друг о друге и о своей планете. И мое сердце говорит, что Россия таким потенциалом обладает.

Духовность в мире глобальных перемен